Странный и очень свободный

Posted on 26.11.2011

В Радищевском музее проходит большая выставка работ одного из самых известных художников прошлого века Анатолия Тимофеевича Зверева, представленная тремя столичными коллекционерами. Внимательный саратовский зритель уже имел возможности познакомиться с работами этого художника, чьи произведения украшают крупнейшие музеи мира. Но эта выставка – самая представительная.

Анатолий Тимофеевич Зверев родился 3 ноября 1931 года в Москве. В 23 год поступил в Московское областное художественное училище памяти 1905 года, но получить в нем полное образование ему не удалось. Дальнейшее образование он получил и сформировал свой эстетический вкус при самостоятельном изучении картин представителей западного европейского искусства в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Во время Московского международного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году знаменитый мексиканец Давид Сикейрос на художественной выставке вручил молодому художнику Золотую медаль. В 1965 году в Париже восхищенный Пабло Пикассо, увидев работы Анатолия Зверева на выставке, организованной дирижером Игорем Маркевичем, назвал его «лучшим русским рисовальщиком».

Безбытность, неприкаянность и пристрастие к алкоголю превратили Зверева в своего рода «ужасное» и, в то же время, «любимое дитя» московского андеграунда. Творческий почерк художника отличался свободой и раскрепощенностью. Многие свои картины он создавал буквально за минуты.  Он импровизировал вне зависимости от того, чем работал, акварелью, маслом или карандашом. Причем сама импровизация превращалась в акт искусства, своеобразный хэппенинг, который завершался стремительной подписью-росчерком. «Настоящий художник, даже если у него нет и одной краски, должен уметь рисовать при помощи кусочка земли или глины», – говорил обычно Зверев.

Он  работал во всех жанрах, но более всего ему удавались портреты. Особое место среди них занимают многочисленные женские портреты, завораживающие своей неповторимой лирической экспрессией, техническим совершенством, умением остановить прекрасное мгновение и заставить зрителей переживать его вновь и вновь. Главной музой художника стала Ксения Михайловна Асеева, вдова известного поэта, с которой Зверева связывали очень непростые, но приносившие ему творческое вдохновение отношения.

Умер Зверев в Москве 9 декабря 1986 года.

Его работы находятся в собраниях:

Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Московский музей современного искусства (Москва)

Музей актуального искусства ART4.RU (Москва)

Государственный Исторический музей (Москва)

Новый музей (Санкт-Петербург)

Музей Джейн Вурхис Зиммерли, коллекция Нортона и Нэнси Додж, Рутгерский университет, кампус Нью-Брансуик (Нью-Джерси, США)

Музей современного искусства (Нью-Йорк, США)

В частных собраниях в России и за рубежом

Рецензия на выставку Алексея Трубецкова

Выставка продлится до 4 декабря

Поделиться в соц. сетях

Share to Google Buzz
Share to Google Plus
Share to LiveJournal
Share to MyWorld
Share to Odnoklassniki